Синдром «хронической неуспеваемости»

Если по результатам психологического обследования выявляется интеллектуальное неблагополучие и сочетается с высоким уровнем тревожности, нарушающей деятельность, то в этом случае мы имеем дело с синдромом «хронической неуспешности». Для постановки такого диагноза чрезвычайно значимы показатели тревожной дезорганизации деятельности. На тревожный распад деятельности указывают многочисленные симптомы тревоги, проявляющейся и в непосредственно наблюдаемом поведении, и в диагностических методиках. Если тревога высока, но психолог не видит выраженных проявлений дезорганизации деятельности, то можно говорить лишь об угрозе возникновения синдрома «хронической неуспешности», о том, что ребёнок находится в зоне повышенного риска.

Рекомендации для родителей

Если ребёнок страдает «хронической неуспешностью», нужно не просто хвалить (и поменьше ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает, при этом:

  1. Ни в коем случае не сравнивать его весьма посредственные результаты с эталоном (требованиями школьной программы, образцами взрослых, достижениями более успешных одноклассников);
  2. Сравнивать ребёнка только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов; например, если во вчерашнем диктанте было пропущено три буквы, а сегодня две, то это надо отметить как реальный успех, который должен быть отмечен взрослыми.

Соблюдение правил безболезненного оценивания детских успехов должно сочетаться с поиском сферы наивысшей успешности, в которой ребёнок может реализовать себя, и содержанием ценности этой сферы деятельности. В чём бы ни был успешен ребёнок, страдающий « хронической неуспешностью», – в спорте, в чисто бытовых, домашних, в каких – то частных умелостях, – ему ни в коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в школьных делах. Напротив, стоит подчёркивать, что раз он научился что – то делать хорошо, то постепенно научится и всему остальному. Причём родителям надо излечиться от нетерпения: ждать успехов придётся долго, ибо на школьных делах и произошло замыкание порочного круга тревожности и низкой результативности. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания, снижающего тревогу. Следует быть готовыми к тому, что школьные дела останутся до конца вне сферы детского самоутверждения.

Поэтому болезненность восприятия школьной сферы должна быть снижена любыми средствами, в первую очередь необходимо уменьшить значимость школьных отметок, ( а в серьёзных случаях – пойти на обесценивание ряда других школьных требований и установок):

  1. Не показывать ребёнку свою озабоченность его школьными делами;
  2. Искренне интересоваться школьной жизнью ребёнка, смещая акценты своего внимания на отношения детей в классе, подготовку к праздникам, дежурства по классу, экскурсии и походы; не фиксироваться на области неуспешности – содержании обучения;
  3. Выделить в качестве чрезвычайно в качестве значимой, высоко ценимой и остро интересующей их ту сферу деятельности, в которой ребёнок успешен и может самоутвердиться, обрести утраченную веру в себя.

Объективное, мудрое отношение родителей к своему ребёнку – непременно поможет стать ему успешной личностью!