История школы

В конце 18 века на берегу р. Сайгатка возникла небольшая деревня (починок) Вани. На карте, изданной в 1801 году, эта деревня уже отмечена, а по «ревизской сказке» 1834 года в ней имелось уже 7 дворов. Это были жители, выселившиеся из с. Сайгатка.

В начале 20 века Земство проводило работу по строительству школ в деревнях. В деревне Ванята община отказалась выделять земельный участок под школу. Тогда Земство заключило договор с одним из жителей деревни Балабановым Афанасием Степановичем о строительстве школы на его усадьбе, на условиях, что земство, кроме школы, построит для хозяина усадьбы жилой дом, и что школьное здание через пятнадцать лет перейдет в собственность хозяина усадьбы, и поэтому в 1913 году школа была закрыта.

Возобновила свою работу только в 1930 году, когда в ходе коллективизации здание школы было конфисковано у Балабанова, и в деревне был организован колхоз «Красный Октябрь».

Директор школы Еловиков И.С. вспоминал: «Вся школа состояла из нескольких учеников и 100 тетрадей, которые я привез с собой…» В 1960 году из д. Вани жителей деревни переселили в п. Заря в черту г. Чайковского в связи с затоплением Воткинского водохранилища.

С 1961 года школа стала восьмилетней и находилась в деревянном бараке по улице Трактовая, п. Заря, а затем была переведена в кирпичное здание на Заре 2 (сейчас там находится школа №13). До 1987 года восьмилетняя школа находилась там.

Вспоминает ученица школы на Заре Гарифуллина Р. М.: «Я начала учиться в начальной школе, в 1964 году она стала 8- летней. Хорошо помню, как меня принимали в пионеры. Это было седьмого ноября в поселковом клубе. Полный клуб людей, а мы, лучшие третьеклассницы, стояли на сцене. Мы хотели, чтобы все видели наши алые галстуки и значки. Первый директор у нас был Петр Константинович Кузнецов – кандидат исторических наук. Потом был Виктор Арсентьевич Фролов. Вся школа замирала, когда выступал директор, мы не от страха замирали, а от того, что говорил он очень красиво, умно, доступно.

Условия для внеклассной работы были плохие, но в школе было весело. Еще были огромный сад и огород, где мы сами пололи грядки, сажали картофель. А воду и дрова в школу возили на лошади, которую звали Фонарик».

Равия Мирзануровна верна своей школе. Она много лет работала в ней социальным педагогом.

Но поселок рос, население увеличивалось и назревала необходимость в средней школе. В 1987 году, 1 сентября состоялось открытие нового здания школы №8 по адресу ул. Бульвар текстильщиков, 6.

Изменения педагогического коллектива за весь период работы школы

Сотрудниками школы являются её бывшие выпускники:

  • Злогостева Надежда Ивановна
  • Десяткова Александра Евстафьевана
  • Мальцева Светлана Александровна
  • Шибакина Ольга Валентиновна
  • Коровина Людмила Леонидовна
  • Игнатьева Елена Владимировна
  • Ясакова Наталья Васильевна
  • Кузнецова Марина Анатольевна

Каждый год в городе, области, России проходит конкурс «Учитель года». Отважно приняли участие в разные годы:

  • Букина Светлана Александровна, учитель начальных классов;
  • Поташенков Александр Евгеньевич, учитель физической культуры;
  • Красноперова Ирина Николаевна, учитель музыки;
  • Кузнецова Марина Анатольевна, учитель начальных классов.

Все они получили прекрасные отзывы, ценные призы, а Ирина Николаевна Красноперова представляла город на областном конкурсе и была отмечена в ряду самых одаренных педагогов.

«Ветераны педагогического труда»:

  • Болтухова Валентина Михайловна
  • Юркова Тамара Александровна
  • Вихрова Людмила Матвеевна
  • Петрова Анна Александровна
  • Васильева Людмила Ивановна
  • Бабикова Мария Ивановна
  • Богданова Зинаида Михайловна
  • Петрова Анна Александровна

В школе работают прекрасные педагоги, и среди них 8 человек имеет знак «Отличник народного просвещения»:

  • Демышева Любовь Викторовна
  • Никифорова Валентина Ивановна
  • Букина Светлана Александровна
  • Киселева Светлана Николаевна
  • Котова Ирина Васильевна
  • Коровина Людмила Леонидовна
  • Трубинова Людмила Владимировна
  • Злыгостева Надежда Ивановна

6 человек имеют звание: «Почетный работник образования РФ».

Работа директора школы очень ответственна, многогранна, сложна. Ответственность за судьбу школы в разные годы приняли на себя:

1 Порсев Леонид Савельевич 1958 – 1964
2 Кузнецов Петр Константинович 1964 – 1965
3 Фролов Виктор Арсентьевич 1965 – 1968 и 1969 – 1980
4 Арманшин Кадым Исламович 1968 – 1969
5 Беликова Лидия Владимировна 1980 – 1983
6 Солодова Алевтина Николаевна 1983 – 1984
7 Логинов Петр Васильевич 1984 – 1994
8 Кирякова Нина Павловна 1994 – 1998
9 Шаньшерова Зоя Николаевна 1998 – 1999
10 Мурадов Сергей Самуллович 1999 – по сей день

П. В. Логинов первым заговорил о кризисе русской школы: «Школа испытывает очередной кризис. Тяжелое разочарование испытывают и школьники, и выпускники школы, и учителя. Образование – неполное, одностороннее. Ориентир – на знание без религии, философии, без опытного познания действительности.

Изучаем все, что угодно, кого угодно, но только не себя. Кто мы, русские?- не знаешь, что ответить. Наше воспитание и образование – безнационально. Мы все время хотим кого-то догнать, с кем-то сравняться, на кого-то быть похожим. Между тем, нужно заняться поисками самих себя, обрести свою национальную форму мироустроения. Возникла необходимость приступить к строительству национальной народной школы, как по форме, так и по содержанию, основанной на новых принципах. Сегодня наш якорь спасения – мобилизация национального потенциала, всех отечественных сил, восстановление и развитие национальных начал и нам присущего уклада жизни, возрождение России» (из доклада на экспертном совете 1993 год).

С 1993 года школа взяла направление Русской школы. Русская школа не для узких целей, не для одаренных, не для специальной подготовки – это массовая демократическая школа для всех детей. Призвание русской школы – помочь подрастающему поколению не только ощутить свои национальные качества, но и усовершенствовать, преобразовать свой национальный характер. Во что бы то ни стало нужно сохранить для русского человека русские традиции, передать накопленный опыт поколений в формировании нравственной, активной личности. Наша школа в этом имеет немалый опыт. Были созданы музыкальные и эстетические классы, которые работали по авторской программе Фофановой Татьяны Викторовны.

У истоков русской школы стояли завуч по методической работе Татьяна Сергеевна Дальченко и организатор внеклассной работы Тамара Ивановна Бронникова. Именно она предложила использовать как основу воспитательной работы систему творческих объединений учащихся. Г.С. Соловьева, Л.В. Демышева, Г.А. Пахмутова много сделали, чтобы школа состоялась как Русская национальная. Коллективом школы было пересмотрено содержание учебной и воспитательной работы. Учебные предметы посредством инновационных программ «повернулись» к ребенку русским лицом», а на смену пионерской и комсомольской организациям пришла система детских творческих объединений. В 1993 году возглавить направление Русской школы и организовать инновационную работу было предложено учителю русского языка и литературы Зое Николаевне Шаньшеровой, которая долгое время работала в этом русле как заместитель директора по научно-методической работе, а затем в течение 2 лет возглавляла школу. Руководимая Шаньшеровой З.Н., школа №8 получила статус одной из лучших школ России наряду со школой №9 и Марковской школой.

В эти годы в школе работали десятки детских творческих объединений был официально признан этнографический школьный музей – настоящий островок культуры народа, созданный учителем истории Бабиковой Марией Ивановной.

Выполняя социальный заказ, в последние 5 лет школа работает над созданием профильных кадров и профильного образования под руководством Мурадова Сергея Самулловича и Коровиной Людмилы Леонидовны.

Школа на современном этапе

Новое здание школы эксплуатируется с 1987 года. Это большое, светлое, четырехэтажное здание. Школа- новостройка не была новой школой в полном смысле этого слова, ведь в прекрасное здание въехал коллектив старой переполненной школы, которая именуется сегодня школа №13. Это событие готовило очень много людей: строители «Воткинсгэсстроя», дружный педагогический коллектив старой школы №8, заведующий городским отделом народного образования В.С. Луковников.

1 сентября 1987 года на торжественной линейке при огромном стечении народа строители вручили детям и взрослым ключи от школы.

В школе хранят и развивают народные ремесла. Девушки обучаются рукоделию, шитью, плетению кружев, вязанию. Осваивают секреты русской национальной кухни.

«Лоскутное шитье», «Русская национальная кухня», «Орнамент в народной культуре»- эти замечательные программы разработаны учителями Г.М. Соловьевой, Т.А. Юрковой, Н.Л. Поляковой. Эти учителя сумели передать главное: любовь к жизни, стремление сделать ее прекраснее.

В столярных мастерских работает мастер своего дела Аликин Олег Александрович. Ребята изучают традиции художественной обработки древесины. Шкатулки, резные полочки, декоративные украшения не уступают мастерским образцам. Столярные мастерские были признаны лучшими в городе.

В школе создано несколько творческих коллективов, это вокальные ансамбли 4 и 6 классов, трио учащихся 8 и 6 классов «Зажигай». Руководителем этих коллективов является Красноперова Ирина Николаевна. На краевом конкурсе учащихся ДШИ солистка Васильева Маша получила сертификат участия. Дипломами 1и 3 степени отмечены участники 2 фестиваля классных хоров «Адрес детства – Россия».

Внеклассная работа проводится по следующим направлениям: патриотическое воспитание, ЗОЖ, партнерство семьи и школы, профилактика правонарушений.


У нашей школы есть своя символика: гимн и герб.

Герб принят 20 мая 1997 года на школьном совете (после конкурса на лучшую эмблему школы).

Ласточка – символ обновления, прихода весны, удачи, радости, возрождения.

Лён (стилизованная веточка) – символ доброты, любви к людям.

Солнце – символ света, разума, просвещения.

Книга – символ знаний.

Нотный ключ – символ музыкально-эстетического направления школы.


Значения цветов:

Синий – стабильность, совершенство, мир.

Зеленый – свобода, возрождение, радость.

Жёлтый – свет, слава.

Белый – чистота, правда, мудрость.

Ими гордится школа

Школа гордится своими медалистами. Серебряную медаль получили выпускники:

  • Богачева Маша
  • Леонтьева Еадя
  • Николаев Саша
  • Батракова Маша
  • Паркаева Надя
  • Пастухова Евгения
  • Савина Светлана
  • Николаев Илья

Золотую медаль получили:

  • Гнатченко Ольга
  • Коновалова Татьяна

С гордостью называет школа замечательных людей:

  • Коваль Антона- победителя в первенстве России по кикбоксингу;
  • Печенкина Сергея- члена сборной России по лыжным гонкам;
  • Коновалова Сергея-победителя кубка Европы по биатлону;
  • Грачева Дениса-призера первенства Европы но кикбоксингу;
  • Вдовину Елену-выпускницу Московской мед. Академии;
  • Богачеву Марию-аспирантку Пермского педагогического университета.

Два наших выпускника, выполняя военный долг, погибли в Чеченской войне: Аристов Михаил Федорович и Горожанцев Алексей Николаевич. Они навсегда останутся в памяти учителей и учеников.

Филолог Ольга Валентиновна Шибакина была выпускницей школы № 8 в 1982 году. А с 1988 года она не покидает родной школы уже как учитель, так что у них со школой общий юбилей. По распределению она могла попасть куда угодно, но пошла в свою школу, чувствовала, что будет поддержка, взаимопонимание. « Ведь это был родной коллектив, который выучил, и, естественно, не бросит в трудную минуту, что и произошло», – рассказала Ольга Валентиновна. 22 года по ее мнению, накладывают отпечаток: поколение изменилось. Раньше ребенок посещал школу, чтобы получать знания, как считает Ольга Шибакина, а сейчас он приходит за информацией, которая ему пригодится в дальнейшей жизни. « Дети стали очень практичными, – говорит Ольга Валентиновна. Они знают свою цель в жизни и идут к ней. Школа стала тоже более практичной, меньше стало романтиков, жизнь такими нас сделала». Но она не считает, что ребята менее заинтересованные и менее активные в общественной жизни, чем раньше, если им интересно, они делают все с удовольствием. « Школа для них второй дом, а классный руководитель- вторая мама, они так и пишут в сочинениях, – улыбается Ольга Валентиновна. – Школа и для детей и для педагогов – это то, что дорого и свято, как бы высокопарно это не звучало».

Коновалова Татьяна Александровна, выпускница школы № 8. Окончила школу с золотой медалью. Участвовала во всевозможных конкурсах, а особенно на конкурсе чтецов. Окончила музыкальную школу с отличием. Имеет очень много грамот со школьных конкурсов по всевозможным предметам, таких как русский язык, биология, физика и т. д. Университет окончила также с отличием. В данный момент работает в Перми. Родители: Коновалов Александр Петрович и Коновалова Александра Ивановна очень гордятся своей дочерью и очень ее любят. Таня родилась в семье текстильщиков. « Наша дочь очень творческая, умная и образованная» – говорит Александра Ивановна. Ее все ценят и любят.

Печенкин Сергей Юрьевич, выпускник школы №8 вспоминает о школе только хорошее: «Моим классным руководителем была Красноперова Валентина Геннадьевна. С одноклассниками общаемся до сих пор, много лет дружим с Батуевым Сергеем».

Злыгостева Надежда Ивановна работает в школе № 8 с августа 1976 года, т. е. 34 года. Основная цель научить детей математике, сути, мышлению. «Во всем хочется дойти до самой сути, хочется, чтобы дети были честными, скромными, хотелось бы, чтобы дети дружили между собой, вспоминали о всех ценностях жизни» – говорит Надежда Ивановна. Свою работу Надежда Ивановна очень любит и ценит. Из воспоминаний Надежды Ивановны: «С 3-го класса обучалась в 8-ой школе (барак), помню всех своих учителей: Вихрова Людмила Матвеевна (учитель физкультуры), Корякина Елизавета (учитель русского), директор школы: Виктор Арсеньевич Фролов. У меня были подруги Гариффулина Раиса, Вера Новикова. Было очень много кружков, особенно я любила ходить на кружок танцев, мне там очень нравилось. Я стала учителем математики, потому что в школе мне очень нравилась математика, а началось с того, что я с сестрами в младшем возрасте играла в школу, вот и доигралась, теперь школа мой второй дом, не знаю, что бы я делала без детей, дети – это и есть мое счастье. У меня было много выпусков. В 1990 году я выпустила 32 человека. Со своим выпуском до сих пор дружу. Еще были выпуски 1993, 2003, 2004, 2005 года. Бывало и так, что приходилось брать даже по 2 класса под свою ответственность. Вообще я очень творческий человек, в 2006 году участвовала в конкурсе «Учитель России». Не каждый человек сможет проделать такую работу». Надежда Ивановна очень эмоциональный, творческий человек, она всегда добивается своей цели, и не останавливается на полпути. А еще она и очень домашний человек, любит вязать, а самое важное сочинять стихи. Вот одно из множества ее стихотворений.


«Жалеть – не жалею, родных не виню,
Мне нравится школа – я всем говорю.
Мне школа подругою верною стала.
Без школы, детей я б дышать перестала!
Ведь здесь я живу и учу, и учусь.
Здесь вместе со мною и радость, и грусть.
Любимые дети, шальная работа,
Бессонные ночи, сплошные заботы.
Однако, приятней забот не бывает.
Я в школе с детьми про себя забываю.
Мне здесь хорошо: покой и уют.
Меня здесь знают, меня здесь ждут.
Учебные дни пролетают как птицы.
Мне есть о ком вспомнить,
Мне есть, кем гордиться!

Автор исследовательской работы Красильникова Ксения, ученица 9 класса. Научный руководитель Подаруева Лариса Владимировна, учитель русского язык а и литературы. 2009-2010 учебный год